ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
В статье рассмотрен вопрос о создании флага для первого русского корабля «Орел», построенного по указу царя Алексея Михайловича от 1667 г. Создание этого флага находится в контексте формирования новой государственной символики и визуальной репрезентации власти в конце войны с Речью Посполитой. Этот процесс происходил в конце 1660 – начале 1670-х гг. В этот период были созданы новый вариант государственного герба, новое гербовое знамя, затем новые варианты титульных гербов. Важнейшим идентифицирующим признаком флага корабля «Орел», который воспринимался в качестве государственного флага России, было изображение двуглавого орла на полотнище. Цветовое решение флага не имело столь принципиального значения. Расцветка флага была определена в 1668 г. Она состояла из трех цветов – красного, белого и голубого (синего). В историографии утвердилось мнение, будто бы этот первый российский флаг состоял из четырех частей, образованных прямым крестом. Однако эта версия недостаточно подтверждается источниками. Напротив, можно полагать, что флаг корабля «Орел» был аналогичен голландскому. Успели ли нашить на его полотнище изображение двуглавого орла – вопрос, остающийся открытым.
В статье рассматриваются бюрократические процедуры принятия нового Устава о воинской повинности в Финляндии, обсуждение текста и поиск путей издания Устава в обход действующего законодательства, регулировавшего взаимоотношения Империи и Великого княжества. Рассмотрена роль военного министра А.Н. Куропаткина и Николая II в этом процессе. Показано, как личные амбиции представителей российской бюрократии влияли на подготовку Устава. Делается вывод о том, что невозможность принять Устав по действующим правовым нормам привела к изданию Манифеста 3 февраля 1899 г., оказавшего негативное влияние на взаимоотношения Российской империи с финляндской окраиной. На основании анализа переписки А.Н. Куропаткина с Э.В. Фришем показано, какое значение имела неосведомленность военного министра в правовых вопросах в деле принятия Устава. Попытки Э.В. Фриша вернуть процесс принятия Устава в прежнее правовое поле не имели успеха. Рассмотрено, как позиция Николая II ускорила принятие Манифеста 3 февраля 1899 г. Сделан вывод о том, что бюрократический подход к решению проблемы повлиял на развитие конфликта с финляндскими представительными учреждениями.
В статье рассматривается отношение представителей высшей бюрократии к проекту Государственной думы, разработанному Особым совещанием под председательством министра внутренних дел А.Г. Булыгина в 1905 г. Особое внимание уделяется оценкам сановниками места и роли Думы в системе государственного управления Российской империи, аргументам, которые приводились чиновниками в пользу ее созыва. Анализируется интеллектуальный контекст возникновения проекта «булыгинской думы», во многом определивший широту фактических, а не декларируемых полномочий народного представительства. Основу исследования составляют неопубликованные документы из фондов государственных учреждений, а также материалы личных фондов чиновников и общественных деятелей. В статье показано, что несмотря на законосовещательный характер Думы, она должна была обладать значительными полномочиями. Система выборов, которую предлагали и отстаивали сановники, изначально моделировалась таким образом, чтобы избежать торжества сословного принципа. Открытое противодействие монарха народным представителям считалось политически недальновидным шагом, что свидетельствовало об ограничении его власти. Результаты исследования позволяют рассматривать правительственную политику в 1905 г. не как несвоевременную реакцию на требования общественности, но как сознательную стратегию системных политических реформ.
Первая мировая война как тотальный конфликт сопровождалась различными проявлениями варваризации военных действий. Одним из актуальных вопросов мирового противостояния является проблема его влияния на экологию региона военного противостояния. В статье, написанной на впервые привлеченных архивных материалах, прослеживается политика военного руководства по использованию водных ресурсов в ходе войны. Анализу подвергаются различные планы и мероприятия по затоплению местностей в системе пассивной и активной обороны в различных точках театра военных действий: при обороне крепостей, строительстве преград на реках для недопущения их форсирования, попытках использования речных заград для затопления целых городов. В работе исследуются причины успехов и неудач проведения в жизнь этих планов. Особенно подробно исследуется план затопления рек в Полесье, являющемся крупнейшим резервуаром водных ресурсов на западных окраинах России в стратегическом регионе исторического противостояния России с ее западными соседями. В статье делается вывод о серьезных разногласиях военного и гражданских ведомств по вопросу о вреде затопления рек для сельского хозяйства, населения и экологии района, в том числе в послевоенной перспективе, что вынудило военное руководство принять умеренный план обороны по заболачиванию местности. В ходе использования водных ресурсов русской армии удалось избежать варваризации военных действий, включая затопление крупных контингентов противника, ограничившись умеренными мероприятиями воздействия на экологию региона и оставаясь в пределах гуманности, насколько это позволяла тотальная война.
Статья посвящена анализу организации неслужебного времени научно-педагогических кадров высших учебных заведений Саратова в 1920-е гг. Автор на основе оригинальных источников раскрывает основные виды досуга профессорско-преподавательского состава. В непрофессиональной деятельности преподавателей в рассматриваемый период оставалось много старого, традиционного, которое в силу объективных причин того времени претерпело некоторые изменения. Поскольку досуг оставался неотъемлемой частью частной жизни, полностью от него невозможно было отказаться, хотя по сравнению с дореволюционным периодом места для него оставалось все меньше. Проблемы духовного мира, взгляды на окружающую действительность, размышления о жизненном пути и кредо – все это отошло на второй план, преподавателям приходилось решать острые вопросы полуголодного существования, а порой и вести фактическую борьбу за выживание. При сравнении досуга ученых и представителей рабочего класса отмечается разница в их качественном наполнении и в конкретных разновидностях времяпрепровождения. Основное внимание акцентируется на рассмотрении факторов, влиявших на изменения форм проведения свободного времени ученых на протяжении 1920-х гг., и отмечается сильное влияние элемента политики во внеучебной жизни университетского человека и ухудшающиеся условия жизни.
В статье рассматриваются причины проведения зарубежных гастролей Московским государственным симфоническим оркестром п/у В.Б. Дударовой в 1970-е гг., особенности проведения данных гастролей, а также их результаты как с точки зрения популяризации симфонической музыки, так и с точки зрения популяризации советской идеологии за рубежом.
Среди важнейших причин организации первых зарубежных гастролей Московским государственным симфоническим оркестром п/у В.Б. Дударовой в 1970-х гг. можно назвать активное участие данного оркестра в многочисленных советских фестивалях, конкурсов молодых исполнителей, подготовка и исполнение новых произведений советских композиторов, расширение репертуара исполняемых музыкальных произведений, работу с иностранными дирижерами, участие В.Б. Дударовой в качестве приглашенного дирижера в зарубежных гастролях с другими оркестрами,
положительные рецензии и отзывы о работе оркестра музыкальной общественности, а также повышение статуса и престижа оркестра в общем ряду симфонических оркестров СССР.
Организация и проведение зарубежных гастролей в Польской Народной Республике и ГДР включали в себя инструктаж, разработку программы концертов, которая предусматривала проведение концертов как в нескольких крупных городах с развитой музыкальной культурой, так и в столицах выбранных для зарубежного турне странах. Помимо самих концертов организация гастролей включала в себя встречу руководства оркестра с культурной интеллигенцией ПНР и ГДР после каждого из концертов, рекламу концертов и творчества оркестра в средствах массовой информации ПНР и ГДР, продажу сувенирной продукции и записей оркестра. Таким образом, концерты Московского государственного симфонического оркестра п/у В.Б. Дударовой являлись лишь только частью или, лучше сказать, одним из инструментов общегосударственной программы советской пропаганды и поддержания благоприятного имиджа СССР за рубежом.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
В статье рассматривается проблема функционирования военно-полевого суда в мексиканском штате Юкатан середины XIX в. Политическое насилие, характерное для Мексики той эпохи, на Юкатане усугубилось с началом этно-социального конфликта между правительством и преимущественно индейским населением юго-восточной части штата – Войны Каст (1847–1901). В юридической сфере постоянные политические конфликты, доминирование армии и военнослужащих в общественно-политической жизни привели к широкому распространению упрощенных судебных процедур, часто осуществлявшихся представителями офицерского корпуса. Особым местом в середине XIX в. был форт Бакалар, контроливавший границу с британскими владениями в Белизе. Это была одна из ключевых точек ввоза контрабанды на полуостров, и если до 1847 г. она носила преимущественно мирный характер, после начала Войны Каст белизские предприниматели активно принимали участие в снабжении повстанцев оружием и боеприпасами. Именно такие контрабандисты были схвачены 13 сентября 1849 г. на пограничной заставе Чаак на реке Ондо, оставив за собой дело бота «FourSisters»: документа, проливающего свет не только на аспекты функционирования упрощенного судопроизводства в Мексике середины XIXв., но и на различные аспекты военной повседневности удаленного форта.
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей социокультурной политики мексиканского государства по отношению к индейскому населению в 1910–1920-е гг. – период революционных преобразований и построения общества «нового типа» в Мексике.
В период Мексиканской революции «индейский вопрос», наряду с аграрным и рабочим, становится ключевым пунктом политики революционных правительств. Значимость проблемы народного образования в Мексике в первые послереволюционные годы определялась тем, что три четверти населения не имели доступа к государственной системе образования, а также существованием многочисленных этносоциальных групп, территориально и культурно разобщенных между собой и остальной частью страны.
Необходимо подчеркнуть, что 1910–1920-е гг. были отмечены появлением многочисленных теорий унификации мексиканского общества и интеграции индейского населения, а также современных, экспериментальных методов обучения (в частности, рационалистической и социалистической школы), целью которых было воплотить идеалы Революции и построить новое мексиканское общество.
Политика интеграции индейского населения Мексики осуществлялась посредством многочисленных образовательных проектов, среди которых можно назвать «культурные миссии», «Дом индейского студента», «Дом народа» и др. Анализ архивных материалов, касающихся подготовки первых культурных миссий, а также функционирования образовательных учреждений, предназначенных для обучения студентов индейского происхождения, позволил выявить особенности социокультурной интеграции сельского индейского населения Мексики в указанный период.
Статья оценивает влияние большевистской революции 1917 г. на зарождение идейно-политических течений среди представителей русской эмиграции. Не имея возможности как-либо повлиять на ситуацию, в которой оказалась Россия в 1917 г., эмигранты решили сосредоточиться на анализе и исследовании опыта революции и Гражданской войны, а также на обсуждении возможных вариантов развития событий и их влияния на будущее страны. Автор рассматривает такие направления эмигрантской политической мысли, как сменовеховство и евразийство, общей идей которых стало осознание необходимости принять большевистскую революцию и ее результаты ради сохранения единства и мощи России. Особое внимание уделяется сборникам статей «Смена вех» и «Исход к Востоку», которые положили начало рассматриваемым эмигрантским идеологиям, а также их авторам, предпринявшим попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Кроме того, в статье рассматриваются такие тенденции среди представителей русской эмиграции, как «возвращенчество», культ личности и мировая революция.
Изучение истории евразийства и сменовеховства позволяет провести более глубокое исследование жизни и деятельности Русского Зарубежья в 1920-е – 1930-е годы, а также представить разнообразие процессов идейно-политического наследия русской эмиграции первой волны в Чехословакии.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Кажущийся на первый взгляд антиисторизм византийских житий проявляется как в деконкретизации описываемых предметов и явлений, так и в соответствующей неопределенности датировок и атрибуций самих памятников. Одновременно целью житийного повествования оказывалась задача исторификации действия, доказывающего незаурядность, святость, нравственное и духовное величие героя. Показателен особый акцент автора-агиографа на факте своего присутствия в жизни героя повествования, собственного участия в его деяниях. Принцип аутопсии помогает доказательству реальности происходящих, даже самых необычных, на первый взгляд, чудес. Характерно внимание житий к событиям повседневности, частной жизни, к индивидуальным деталям обычного ежедневного ритуала, обходимым часто вниманием хрониками и монументальными историями. Наряду со стереотипностью описаний агиографических героев, в житиях часто можно уловить портретные характеристики представителей совершенно различных общественных страт, социально-психологических описаний таких категорий, как юродивые, нищие, отшельники и другие индивидуалы или аутсайдеры. Специфична роль агиографического времени, которое развивается в произведениях не циклично, как в античности, и не линейно, как в средневековой литературе. Пространство жития полно черт тератоморфизма, будь то в пустыне, дебрях или в безлюдных горах. Таким образом, историзм агиографии проявляется косвенно, в соответствии с этикетом и социально-психологическими и историческими условиями средневекового менталитета. Агиографический историзм обнаруживается (от греч. «апокалипсис» – откровение, обнаружение) как апокалиптический историзм.
Город является важным центром жизни общества. В разные исторические периоды времени менялась роль городов, а также менялся и образ города в картине мира и системе ценностей общества. Изучение образа города в истории общества является одной из актуальных задач не только урбанистики, но и всего гуманитарного знания с привлечением различных исторических источников. В данной статье ставится задача изучения образа города на примере учебников для обучения грамоте как книг, формирующих первоначальную картину мира человека. Для этого был выбран лицевой Букварь Кариона Истомина, созданный первоначально в рукописном виде для обучения детей царя Алексея Михайловича, а в 1694 г. напечатанный на Московском печатном дворе. Доски для этого цельногравированного издания изготовил гравер Леонтий Бунин. Букварь представляет собой сочетание вербальной и визуальной информации. Впервые в нем важным являлся иллюстративный ряд, который должен был помочь ученику в усвоении букв алфавита. Каждая страница состояла из картинок с подписями и стихотворения, интерпретирующими понятия на изучаемую букву. В числе иллюстраций, созданных Леонтием Буниным, изображения города, городских построек занимают значительное место.
В результате изучения вербальной и визуальной информации о городе и городской среде в статье выделяются такие образы города: город как сакральное пространство; образ города как географического маркера (изображение частей света через создание разных типов городов); образ городской архитектуры (строения для проживания горожан, церкви, хозяйственные постройки, оградительные и укрепительные сооружения); образ города как символа родной земли. Образ города являлся важным для формирования картины мира у отроков, приступающих к обучению грамоте. Посредством визуально-вербального ряда образа города у детей формировалось определенное восприятие городской среды, городского пространства – разного и многофункционального.
Авторы статьи предпринимают попытку проанализировать на основе теории исторического нарратива Хейдена Уайта предпосылки становления культа личности вождя в биографической литературе о В.И. Ленине, изданной с 1924 по 1956 г. Скелетом этих жизнеописаний является сюжет, подразумевающий существование, с одной стороны, непреложных законов исторического развития, которым вынуждено подчиняться человечество, и с другой – индивида, способного через горечь поражений познать эти законы и поставить их себе на службу. Объяснение фактов исторического нарратива о жизни и деятельности профессионального революционера происходит с использованием двух видов формального доказательства: механицизма, делающего акцент на законы исторического развития и роль народных масс в наступлении революции, и органицизма, уделяющего первоочередное внимание самому В.И. Ленину и созданной им партии. В статье делается вывод, что сочленение между собой сюжетов и типов формальных доказательств, воплощенных в жизнеописаниях, становится предпосылкой складывания культа личности. Последний, в свою очередь, подразумевает под собой конструирование образа человека, проявляющего набор качеств, достаточный для радикального изменения окружающей реальности, согласно доминирующей в историко-партийной историографии концепции исторического развития.
АРХИВОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
В статье рассматривается история создания и деятельности Комиссии по документалистике, которая функционировала в 1960–1980-е гг. в рамках Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика». Деятельность Комиссии связана с формированием документалистики как самостоятельной научной дисциплины, объектом которой являются большие документальные системы, вопросы применения новых технологий в процессах сбора, обработки, поиска, хранения и использования информации. Основное внимание автор обращает на трансформацию направлений научных исследований Комиссии на протяжении всего периода ее существования. В первые годы работы Комиссии доминировали вопросы классифицирования информации, использования новых технологических решений в работе с документами (перфокарты и микрофоторепродуцирование). Расцвет деятельности Комиссии связан с работой по созданию унифицированных систем документации и общесоюзных классификаторов информации для автоматизированных систем управления. Междисциплинарный характер деятельности Комиссии наложил отпечаток на формирование предмета документалистики и организационную форму ее существования. Несмотря на то, что к концу 1980-х гг. Комиссия по документалистике фактически перестала существовать, документалистика как научное направление оказала огромное влияние на развитие отечественного документоведения и архивоведения.