Preview

История и архивы

Расширенный поиск

Историческая компонента византийской агиографии

https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-3-107-118

Полный текст:

Аннотация

Кажущийся на первый взгляд антиисторизм византийских житий проявляется как в деконкретизации описываемых предметов и явлений, так и в соответствующей неопределенности датировок и атрибуций самих памятников. Одновременно целью житийного повествования оказывалась задача исторификации действия, доказывающего незаурядность, святость, нравственное и духовное величие героя. Показателен особый акцент автора-агиографа на факте своего присутствия в жизни героя повествования, собственного участия в его деяниях. Принцип аутопсии помогает доказательству реальности происходящих, даже самых необычных, на первый взгляд, чудес. Характерно внимание житий к событиям повседневности, частной жизни, к индивидуальным деталям обычного ежедневного ритуала, обходимым часто вниманием хрониками и монументальными историями. Наряду со стереотипностью описаний агиографических героев, в житиях часто можно уловить портретные характеристики представителей совершенно различных общественных страт, социально-психологических описаний таких категорий, как юродивые, нищие, отшельники и другие индивидуалы или аутсайдеры. Специфична роль агиографического времени, которое развивается в произведениях не циклично, как в античности, и не линейно, как в средневековой литературе. Пространство жития полно черт тератоморфизма, будь то в пустыне, дебрях или в безлюдных горах. Таким образом, историзм агиографии проявляется косвенно, в соответствии с этикетом и социально-психологическими и историческими условиями средневекового менталитета. Агиографический историзм обнаруживается (от греч. «апокалипсис» – откровение, обнаружение) как апокалиптический историзм.

Об авторе

М. В. Бибиков
Институт всеобщей истории РАН
Россия

Михаил В. Бибиков, доктор исторических наук, профессор

119334, Москва, Ленинский пр-т, д. 32А



Список литературы

1. Иванов 1995 – Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1995. 234 с.

2. Иванов 2005 – Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. 448 с.

3. Лосев 1977 – Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 208 с.

4. Могаричев, Сазанов, Степанова, Шапошников 2009 – Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Степанова Е.В., Шапошников А.К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. Симферополь: АнтиквА, 2009. 334 с.

5. Могаричев, Сазанов, Шапошников 2007 – Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., ШапошниковА.К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь: АнтиквА, 2007. 345 с.

6. Пентковская, Щеголева, Иванов 2018 – Пентковская Т.В., Щеголева Л.И., Иванов С.А. Житие Василия Нового в древнейшем славянском переводе. М.: ЯСК, 2018. Т. 1. 776 с.

7. Чичуров 1992 – Чичуров И.С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской традиции // The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessaloniki, 1992. P. 196–213.

8. Alexander 1940 – Alexander P. Secular biography at Byzantium // Speculum. 1940. Vol. 15. P. 194–209.

9. Beck H.-G. 1977 – Beck H.-G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen: Beck’scheVerlag, 1977. 835 S.

10. Benz 1938 – Benz A. Heilige Narrheit // Kyrios. 1938. No. 1–2. P. 1–55.

11. The Byzantine Saint 1981 – The Byzantine Siant / Ed. by S. Hackel. London; Birmingham, 1981. 245 p.

12. Dorn 1967 – Dorn E. Der sundige Heilige in der Legende des Mittelalters. Munchen, 1967. 162 S.

13. Dvornik 1958 – Dvornik F. The idea of Apostolicity in Byzantium and the legend of the Apostle Andrew. Cambridge (Mass.), 1958. 342 p.

14. Erhard 1937–1952 – Erhard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Leipzig, 1937–1952. Bd. 1.–3.

15. Hilpisch 1931 – Hilpisch P. Die Torheit um Christi Willen // Zeitschrift fur Askese und Mystik. 1931. T. 6. P. 121–131.

16. Kazhdan 1990 – Kazhdan A.P. Byzantine hagiography and sex in the fifth to twelfth centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1990. Vol. 44. P. 131–143.

17. Lemerle 1979 – Lemerle P. The agrarian history of Byzantium from the origins to the twelfth century. Galway, 1979. 272 p.

18. Magdalino 1981 – Magdalino P. The Byzantine Holy Man in the twelfth century // The Byzantine Siant / Ed. by S. Hackel. London; Birmingham, 1981. P. 51–66.

19. Magdalino 1991 – Magdalino P. The alternatives to hagiography in the twelfth century // 18th International Congress of Byzantine studies. Résumés. Moscow, 1991. P. 403–421.

20. Mango 1991 – Mango C. Diabulus Byzantinus // Dumbarton Oaks Papers. 1991. Vol. 46: Homo Byzantinus. Papers in Honour of A. Kazhdan. С. 215–223.

21. Mentzou-Meimaris 1994 – Mentzou-Meimaris C. The Life of Saint’s Biographers in the middle and late Byzantine periods // Septième Congrès International d’études du Sud-Est Européen. Rapports. Athènes, 1994. P. 545–559.

22. Mertel 1909 – Mertel H. Die biographischen Form der griechischen Heiligenlegenden. Diss. Munchen, 1909. 100 S.

23. Munitiz 1981 – Munitiz J.A. Self-Canonization. The partial account of Nicephoros Blemmydes // The Byzantine Siant / Ed. by S. Hackel. London; Birmingham, 1981. P. 164–168.

24. Munitiz 1991 – Munitiz J.A. Hagiography and autobiography in the 13th century // 18th International Congress of Byzantine Studies. Résumés. Moscow, 1991. P. 243–249.

25. Rosenquist 1986 – Rosenquist J.O. The Life of St. Irene Abbess of Chrysobalanton. Uppsala, 1986. 175 p.

26. Ryden 1963 – Ryden L. Das Leben des Heiligen Narren Symeon von Leontios von Neapolis. Uppsala, 1963. 206 p.

27. Ryden 1970 – Ryden L. Bemerkungen zum Leben des Heiligen Narren Symeon von Leontios von Neapolis. Uppsala, 1970. 155 p.

28. Ryden 1982 – Ryden L. The revised version of the Life of St. Philaretos the Merciful and the Life of St. Andrew Salos // Analecta Bollandiana. 1982. T. 100. P. 485–496.

29. Ryden 1985 – Ryden L. The Bride-Show at the Byzantine court-history or fiction? // Eranos. 1985. Vol. 83. P. 175–191.

30. Ryden 1986a – Ryden L. Byzantine hagiography in the ninth and tenth centuries. Literary Aspects // Kungl. Human. Vetensk.-Sam Uppsala, 1986. P. 69–79.

31. Ryden 1986b – Ryden L. New forms of hagiography. Heroes and Saints // The 17th International Byzantine Congress. Main Papers. New York, 1986. P. 537–554.

32. Sevcenko 1977 – Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 113–131.


Для цитирования:


Бибиков М.В. Историческая компонента византийской агиографии. История и архивы. 2021;(3):107-118. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-3-107-118

For citation:


Bibikov M.B. Historic component of Byzantine hagiography. History and Archives. 2021;(3):107-118. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-3-107-118

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6541 (Print)