Дело «контрреволюционной группировки церковников г. Егорьевска» 1935 г. как пример преследования органами НКВД движения «непоминающих» в Православной Российской Церкви (по материалам ГА РФ, ГА СО и ЦГА г. Москвы)
https://doi.org/10.28995/2658-6541-2023-5-1-47-62
Аннотация
В статье рассматривается дело «контрреволюционной группировки церковников, состоящей из монахов, монашек и бывших людей г. Егорьевска», начатое в апреле 1935 г. В числе обвиняемых по делу оказались монашествующие, представители белого духовенства храмов г. Егорьевска и окрестностей, а также миряне, занимавшие активную процерковную позицию. Формальные обвинения, которые предъявлялись членам «контрреволюционной группировки», сводились к антисоветской агитации, направленной на срыв мероприятий, организуемых советской властью, распространению ложных слухов о ее скорой гибели и организации тайной церкви. Однако архивные документы свидетельствуют о том, что главной целью возбужденного дела являлась атака на верующих, не принявших Декларацию 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и образовывавших группы истинно-православной церкви и непоминающих. В середине 1930-х гг. эти группы активно пополнялись за счет возвращавшихся из ссылок священно- и церковнослужителей, вынужденных селиться за пределами 100-километровой зоны от Москвы, в таких городах, как Егорьевск, Покров, Александров и др. Материал основан на документах из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Смоленской области и Центрального государственного архива Московской области.
Об авторе
В. В. НиконовРоссия
Вадим В. Никонов, кандидат педагогических наук
140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, д. 67
Список литературы
1. Ежикова 2013 – Сергия (Ежикова), игумения. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. М.: СТСЛ, 2013. 400 с.
2. Каиль 2021 – Каиль М.В. Православие в России 1914–1964 гг.: Опыт изучения и общественная память в дискурсе репрессий и поиске альтернативных познавательных подходов // Новый исторический вестник. 2021. № 3. С. 74–86.
3. Мазырин 2020 – Мазырин А.В. Сравнительная характеристика обновленческого и григорианского расколов 1920–1940-х гг. // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 178–186.
4. Никонов 2022 – Никонов В.В. Проект «сноса» 26 селений Московской области из-за действовавших в них православных храмов. 1951 г. // Вестник архивиста. 2022. № 2. С. 546–556.
5. Никонов, Ушатова 2018 – Никонов В.В., Ушатова Н.П. За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920–1950-х гг. на территории Раменского района Московской области. Т. 3. Загорновская волость. Гжель: ГГУ, 2018. 943 с.
6. Орловский 2009 – Дамаскин (Орловский), архим. Преподобномученик Неофит (Осипов) // Московские епархиальные ведомости. 2009. № 1–2. С. 98–112.
7. Орловский 2020 – Дамаскин (Орловский), архим. Канонизация святых и псевдоканонизация усопших подвижников: Проблемы и решения // История и архивы. 2020. № 3. С. 52–68.
8. Снычев 1991 – Иоанн (Снычев), митр. Расколы // Христианское чтение. 1991. № 6. С. 8–49.
Рецензия
Для цитирования:
Никонов В.В. Дело «контрреволюционной группировки церковников г. Егорьевска» 1935 г. как пример преследования органами НКВД движения «непоминающих» в Православной Российской Церкви (по материалам ГА РФ, ГА СО и ЦГА г. Москвы). История и архивы. 2023;5(1):47-62. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2023-5-1-47-62
For citation:
Nikonov V.V. The case of the “counterrevolutionary group of churchmen of the town of Yegoryevsk” in 1935 as an example of the persecution by the NKVD of the “non-commemorators” movement in the Russian Orthodox Church (based on the materials of the GA of the Russian Federation, the GA of SO and the Central State Administration of Moscow). History and Archives. 2023;5(1):47-62. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2023-5-1-47-62