Preview

История и архивы

Расширенный поиск

Индейское образование как национальный проект в Мексике в 1910–1920-е гг.

https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-3-87-96

Полный текст:

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей социокультурной политики мексиканского государства по отношению к индейскому населению в 1910–1920-е гг. – период революционных преобразований и построения общества «нового типа» в Мексике.
В период Мексиканской революции «индейский вопрос», наряду с аграрным и рабочим, становится ключевым пунктом политики революционных правительств. Значимость проблемы народного образования в Мексике в первые послереволюционные годы определялась тем, что три четверти населения не имели доступа к государственной системе образования, а также существованием многочисленных этносоциальных групп, территориально и культурно разобщенных между собой и остальной частью страны.
Необходимо подчеркнуть, что 1910–1920-е гг. были отмечены появлением многочисленных теорий унификации мексиканского общества и интеграции индейского населения, а также современных, экспериментальных методов обучения (в частности, рационалистической и социалистической школы), целью которых было воплотить идеалы Революции и построить новое мексиканское общество.
Политика интеграции индейского населения Мексики осуществлялась посредством многочисленных образовательных проектов, среди которых можно назвать «культурные миссии», «Дом индейского студента», «Дом народа» и др. Анализ архивных материалов, касающихся подготовки первых культурных миссий, а также функционирования образовательных учреждений, предназначенных для обучения студентов индейского происхождения, позволил выявить особенности социокультурной интеграции сельского индейского населения Мексики в указанный период.

Об авторе

Т. С. Молодчикова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Татьяна С. Молодчикова

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Calderón Mólgora2018 – Calderón Mólgora M. Educación rural, experimentos sociales y estado en México. Michoacán: El Colegio de Michoacán, 2018. 418 p.

2. Fell 1989 – Fell C. José Vasconcelos. Los años del águila 1920–1925: Educación, cultura e iberoamericanismo en México. México: UNAM, 1989. 742 p.

3. Mendoza Ramírez 2014– Mendoza Ramírez M. Las misiones culturales y la escuela rural en Quintana Roo, 1927–1934. México: CIESAS, 2014. 158 p.

4. Urías Horcasitas 2001 – Urías Horcasitas B. Etnología y filantropía. Las propuestas de regeneración para indios de la Sociedad Indianista Mexicana, 1910–1914 // Modernidad, tradición y alteridad. La ciudad de México al cambio de siglo (XIX–XX). México: UNAM – Instituto de Investigaciones Históricas, 2001. P. 223–239.

5. Vasconcelos 1998 – Vasconcelos J. El desastre. México: Trillas, 1998. 558 p.


Для цитирования:


Молодчикова Т.С. Индейское образование как национальный проект в Мексике в 1910–1920-е гг. История и архивы. 2021;(3):87-96. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-3-87-96

For citation:


Molodchikova T.S. Indigenous education as a national project in Mexico 1910–1920s. History and Archives. 2021;(3):87-96. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-3-87-96

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6541 (Print)