Публика и зрители советских праздников 1920–1930-х гг.
https://doi.org/10.28995/2658-6541-2023-5-3-56-70
Аннотация
В данной статье предпринимается попытка рассмотреть публику на этапе ее складывания в раннесоветский период как специфическую общность зрителей, слушателей, посетителей различного рода театрализованных представлений. Способность восприятия и понимания языка искусств, наличие эстетических представлений и социальных установок формировались различными средствами, среди которых наиболее эффективными были государственные праздники. Праздничная культура первых десятилетий советской власти была ориентирована на активное массовое участие граждан в мероприятиях. Зрители не должны были оставаться безучастными к проводимым государством праздникам, в первую очередь революционным. Роли зрителя и актера/участника театрализованных праздничных действ объединились в пространстве праздничной культуры. Задача идеологического воспитания советских граждан подразумевала вовлечение их в массовое действо. На форму активного участия возлагались надежды на воспитание коллективизма, складывание социальной идентичности и формирование духовных ценностей. Изучение государственными и общественными организациями состава праздничной публики и зрительского интереса оказывало помощь в разработке методических рекомендаций по проведению праздничных мероприятий. В статье рассматриваются приемы и методы изучения публики в праздничной практике социального конструирования «нового» человека в 1920–1930-е гг.
Об авторе
Е. В. БарышеваРоссия
Елена В. Барышева, доктор исторических наук, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Богатырева 2016 – Богатырева Е.А. Публика в зеркале кинопрессы 1920-х годов // Университетский научный журнал. 2016. № 25. С. 26–32.
2. Загребина 2010 – Загребина А.В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 139–145.
3. Ивинских 2019 – Ивинских Г.П. Сценические трансформации и проблемы художественной рецепции на рубежах XIX–XX и ХХ–ХХI вв. // Культура и искусство. 2019. № 8. С. 11–19.
4. Ионов 2003 – Ионов И.Н. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 2003.
5. Лосева-Демидова 2010 – Лосева-Демидова Е.С. Отечественные и западные социологические подходы к определению понятия публики // Поиск. 2010. № 4. С. 19–27.
6. Московских 2019 – Московских Н.С. Активизация зрителей театрализованных представлений // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 176–180.
7. Романов 2000 – Романов А.А., Романова Е.Г., Воеводкин Н.Ю. Имя собственное в политике: язык власти и власть языка. М., 2000. 112 с.
8. Сапаров 2009 – Сапаров И.М. Эволюция публики в контексте театрально-зрелищной культуры России (историко-культурный анализ) // Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2009. № 117. С. 346–351.
9. Хренов 2010 – Хренов Н.А. Публика в фокусе истории и теории коммуникации // Историческая психологии и социология истории. 2010. № 1. С. 97–117.
10. Хренов 2018 – Хренов Н.А. «Человек играющий» в отечественном варианте: зрелищно-игровая стихия в ситуации перехода к культуре чувственного типа // Наследие М.М. Бахтина: культура – наука – образование – творчество. М.: Ин-т художественного образования и культурологии РАО, 2018. С. 271–303.
11. Хренов 2022 – Хренов Н.А. Теория аудитории медиа: публика в истории культуры. М.: Юрайт, 2022. 411 с.
12. Хубулова 2019 – Хубулова С.А. Становление нового театра в условиях революции и гражданской войны на Тереке // История, археология и этнография Кавказа. 2019. Т. 15. № 1. С. 22–27.
Рецензия
Для цитирования:
Барышева Е.В. Публика и зрители советских праздников 1920–1930-х гг. История и архивы. 2023;5(3):56-70. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2023-5-3-56-70
For citation:
Barysheva E.V. Audience and spectators of Soviet holidays in 1920s – 1930s. History and Archives. 2023;5(3):56-70. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2023-5-3-56-70