Preview

История и архивы

Расширенный поиск

Деятели Хаскалы о еврейском женском образовании в Пруссии во второй половине XVIII в.

https://doi.org/10.28995/2658-6541-2019-4-88-96

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринимается попытка показать вклад деятелей еврейского Просвещения – Хаскалы – в развитие концепции еврейского женского образования в Пруссии во второй половине XVIII в.
В настоящей статье рассматривается просветительская деятельность наиболее ярких представителей Хаскалы – Моисея Мендельсона, Давида Фридлендера, Нафтали Вессели и Маркуса Герца. Анализируется главный проект еврейских просветителей – реформа традиционного еврейского образования.
Органичной частью образовательной стратегии приверженцев Хаскалы было реформирование еврейского женского образования. На основе ряда источников личного происхождения, а также материалов публицистического характера автор предпринимает попытку реконструировать взгляды еврейских просветителей на всеобщее женское образование. Автором выявляются методы реализации задач, поставленных реформаторами по вопросу еврейского женского образования в условиях всеобщей секуляризации прусского социума и интенсификации еврейско-христианских коммуникаций.
Автором настоящей статьи также рассматривается контекст зарождения движения Хаскалы в Пруссии. Анализируются такие вопросы, как общественно-правовой статус прусских евреев во второй половине XVIII в., зарождение филосемитского дискурса в среде прусских интеллектуалов.
Рассматриваются конкретные примеры реализации идеи светского воспитания еврейских женщин, а также последствия их приобщения к публичной сфере.


Об авторах

М. С. Третьякова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

аспирант

125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; 



Н. В. Ростиславлева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

доктор исторических наук, профессор

125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; 

 



Список литературы

1. Ростиславлева 2010 – Ростиславлева Н. В. Германские либералы первой половины XIX века. М.: РГГУ, 2010.

2. Altmann 1998 – Altmann A. Moses Mendelsohn. A biographical study. London, Portland, Oregon: Littman Library of Jewish Civilization, 1998.

3. Behm 2002 – Behm B. Moses Mendelsohn und die Transformation der Jüdischen Erziehung in Berlin. Eine bildungsgeschichtliche Analyse zur jüdischen Aufklärung im 18. Jahrhundert. Münster; New York; München; Berlin: Waxmann, 2002.

4. Bruer 1991 – Bruer A. Geschichte der Juden in Preussen (1750–1820). Frankfurt am Main; New York: Campus Verlag, 1991.

5. Feiner 2009 – Feiner S. Moses Mendelsohn. Ein jüdischer Denker in der Zeit der Aufklärung. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2009.

6. Mayer 2012 – Mayer C. Female education and the cultural transfer of pedagogical knowledge in the eighteenth century // Paedogogica Historica. International Journal of the History of education. Routledge, 2012. Vol. 48. no. 4. P. 511–526.


Для цитирования:


Третьякова М.С., Ростиславлева Н.В. Деятели Хаскалы о еврейском женском образовании в Пруссии во второй половине XVIII в. История и архивы. 2019;(4):88-96. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2019-4-88-96

For citation:


Tretyakova M.S., Rostislavleva N.V. Haskalah adherents’ views on the Jewish female education in Prussia in the second half of the 18th century History and Archives. 2019;(4):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2019-4-88-96

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6371 (Print)