ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Статья посвящена исследованию проблемы пожертвований в пользу Русской императорской армии и Русского императорского флота в период русско-японской войны 1904–1905 гг., собиравшихся приходами Московской епархии и фиксировавшихся на страницах ведомостей Московской Духовной Консистории. Рассматриваются размер и состав пожертвований, анализируется динамика их поступлений на счет Казначейства Московской Духовной Консистории и расходований по назначению. На основании сопоставления денежных поступлений за 1904 и 1905 гг. соответственно делается вывод, что связанная с войной благотворительность прихожан храмов Московской епархии Русской Православной Церкви и относящихся к ней структур имела наибольшую активность в первый год войны, в особенности в первую его половину. Данный факт может свидетельствовать как о высокой степени духовной мобилизации и воодушевления значительной части русского общества в связи с начавшейся войной, так и о последующем разочаровании её ходом и ростом антивоенных и революционных настроений в Москве и её окрестностях. Базу исследования составили ранее не публиковавшиеся помесячные приходно-расходные ведомости Московской Духовной Консистории за 1904 и 1905 гг., хранящиеся в ЦГА Москвы.
В статье автор проводит анализ изменений заработной платы учителей, преподавателей педагогических техникумов, финансового и хозяйственного состояния педагогических техникумов, общеобразовательных школ в Узбекистане в период с конца 1920-х по 1939 г. включительно. В статье приведены данные об изменениях в строительстве помещений, использовавшихся для учебы студентов педтехникумов. Описаны причины кадрового «голода» среди педсостава в школах, а также причины недостаточной укомплектации студентами педтехникумов как в целом в СССР, так и в Узбекской ССР. Проводится анализ тех решений, которые предпринимались Наркомпросом как страны в целом, так и Наркомпросом Узбекистана, учитывая те обстоятельства, что все решения, постановления и прочие нормативные акты были спускаемы из центра, все решения являлись идентичными. Дан краткий анализ влияния внутриполитической обстановки того времени на состояние системы народного образования и учительство в целом. Статья основана как на историографии, посвященной всеобучу, кадровому дефициту в среде педагогов в 1930-х гг., так и на неопубликованных материалах Национального архива Узбекистана (г. Ташкент), фонд 94, «Среднее специальное образование» 1925–1948 гг.
Проанализировано, каким образом решения, принятые руководством Наркомпроса, изменили в лучшую сторону финансово-хозяйственную часть системы народного образования и благотворно отразились на всей системе образования в целом.
На основе документов Российского государственного архива социально-политической истории представляется начальный этап формирования и развития Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б), охвативший 1939–1945 гг. Высшая партийная школа пришла на смену ряду более ранних образовательных учреждений ВКП(б). Она утвердилась, окрепла после того, как в 1940 г. были ликвидированы все 25 промышленных академий, что свидетельствовало о приоритетах руководства страны в сфере образования: предпочтение отдавалось подготовке идеологических кадров. Этот тренд был и во время Великой Отечественной войны – тогда набор специальностей только расширялся, стал охватывать такие направления подготовки, как журналистика и дипломатия. Во время войны перед слушателями ставилась задача обязательно продолжать учебу, поскольку идеологические кадры были нужны на разных участках фронта и тыла. ВПШ стала важным инструментом замены элит – от «старых большевиков» к новым кадрам партии, преданным лично И. Сталину. Такие институты образования, как Высшая партийная школа, внесли свой существенный вклад в трансформацию советского общества, в создание прочной основы для его единомыслия и полной поддержки курса руководства страны в политике, экономике, культуре.
После окончания Второй мировой войны, в связи с идеологическим переворотом в советском обществе и ухудшением отношений с Западом, советское правительство решило активизировать пропагандистскую работу внутри страны. С этой целью ЦК ВКП(б) предложил в 1946–1950 гг. расширить охват и воздействие пропаганды за счет расширения и восстановления национальной сети кинопроката и кинопоказа. За пять лет Советский Союз в основном завершил реконструкцию сети кинопоказа, но столкнулся с различными проблемами в ее реальном функционировании. Во-первых, все более жесткая политическая цензура после Второй мировой войны привела к тому, что фильмов стало производиться недостаточно и они были низкого качества, что затрудняло привлечение достаточного количества зрителей для покупки билетов и приводило к неудовлетворительным кассовым сборам. Это не только подрывало популярность фильмов, но и затрудняло просвещение непосвященных. Кроме того, в условиях дефицита экономики в Советском Союзе у кинематографистов хронически не хватало кинопленки, проекционного оборудования и квалифицированных кадров, что затрудняло предоставление качественного обслуживания зрителям. В совокупности эти факторы негативно сказались на реализации пропагандистско-образовательной задачи ЦК ВКП(б) в послевоенный период.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ
В центре повествования – подробности истории запрещения газеты «Москвич» (1867–1868), издаваемой взамен приостановленной ранее «Москвы» (1867–1868). На примере печатных органов И.С. Аксакова, используя новые вводимые в научный оборот архивные источники, автор проясняет специфику функционирования законодательства о печати и особенности работы бюрократического аппарата пореформенной России. Издание «Москвича» с подчеркнутым подражанием «Москве» стало манифестацией Аксакова против несправедливой системы административных взысканий, которая находилась в ведении одного только министра внутренних дел П.А. Валуева, самостоятельно определяющего срок приостановки органов периодической печати. Цензурный «маневр» Аксакова не представлял собой нарушение законодательной нормы, но вызвал необходимость правительства найти способ ликвидировать и предотвратить подобное своеволие, что выразилось во влиянии Валуева на мнение императора по данному вопросу и согласии с ним Совета министров. Исследователь приходит к выводу, что этот метод борьбы Аксакова за расширение свободы российской журналистики был обусловлен не только личной мотивацией редактора, но также являлся тактикой сражения за пересмотр механизма карательной цензуры и приведение его в соответствие с новой судебной системой.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Статья посвящена судьбе Марии Александровны Мязговской, дочери адмирала Черноморского флота А.И. Мязговского, расстрелянного в годы Гражданской войны в г. Николаеве Херсонской губернии. В 1920 г. М.А. Мязговская вместе с матерью и братом смогли скрыться в Одессе, затем выехать в Константинополь и оттуда перебраться в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. После Второй мировой войны она переехала в Северную Африку, в Тунис, где скончалась в 1989 г. в возрасте 95 лет.
Незадолго до смерти М.А. Мязговской с ней встречался доктор филологических наук, профессор РГГУ Михаил Николаевич Дарвин. Состоялось несколько встреч, во время которых она вспоминала о своих детских годах в России, об ужасах Гражданской войны и о жизни за границей. Несмотря на эмиграцию, дочь адмирала сохранила русскую речь и русскую культуру. Подводя итог своей жизни, она отмечала, что «всегда была страстной патриоткой, любила Россию». Одну из встреч М.Н. Дарвину удалось записать на видеокамеру. Именно эта беседа стала основополагающей при написании данной статьи.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ ИСТОРИКОВ-АРХИВИСТОВ: К 95-ЛЕТИЮ ИСТОРИКО-АРХИВНОГО ИНСТИТУТА
Статья посвящена биографии профессора, основателя школы отечественного документоведения Константина Григорьевича Митяева. Вся научно-педагогическая деятельность К.Г. Митяева прошла в стенах Московского государственного историко-архивного института, итоги этой деятельности, его основные труды известны всем выпускникам МГИАИ, однако о его жизни на сегодняшний день известно крайне мало. Выявленные нами в фондах ГАРФ документы, содержащие сведения биографического характера, позволяют лучше узнать творческий путь К.Г. Митяева, те условия, которые привели его в стены Историко-архивного института, особенности воспитания и образования, обусловившие успешную профессиональную деятельность в архивной отрасли.
К.Г. Митяев родился в небольшой деревушке в семье помощника управляющего имением. Был младшим в семье, рано остался без матери, но, очевидно, получил неплохое образование. В 18-летнем возрасте он приезжает в Москву и поступает в Государственный институт слова, затем решает поступить в Высший кооперативный институт (ВКИ) при Институте народного хозяйства им. Плеханова. Именно экономическое образование и значительный опыт работы в бухгалтерско-экономической среде определяют возникновение его интереса к изучению первоисточников в сфере экономических процессов и приводят в аспирантуру МГИАИ, с которым связаны последние тридцать лет его жизни. Особенности жизненного пути Константина Григорьевича позволяют глубже понять, каким образом ему удалось собрать, сохранить, преумножить и передать накопленные знания в области архивоведения и документоведения.
Статья посвящена анализу вклада ученых и одновременно преподавателей Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета в исследование комплекса различных видов аудиовизуальных документов. Основное внимание уделено работам основателей данного актуального исследовательского направления – профессоров А.А. Кузина, Л.М. Рошаля, В.М. Магидова. В то же время в статье представлено содержание новейших обобщающих трудов об аудиовизуальных документах и архивах, созданных в XXI веке учениками и последователями указанных авторов. Использованные историографические источники в форме монографий, статей, учебников систематизированы по хронологическому и тематическому принципу. Применение данного подхода дает возможность показать традиции и современные тенденции в изучении различных видов аудиовизуальных документов специалистами из Историко-архивного института, определить степень актуальности опубликованных исследований по данной теме.
Основное внимание уделено работам, посвященным решению логически связанных проблем архивоведения и источниковедения. Их выбор для изучения определяется традицией развития научных исследований в Историко-архивном институте. В то же время в статье представлены результаты изучения актуальной темы создания и хранения изобразительных и аудиовизуальных документов в электронной среде. В связи с этим изложено содержание понятия технотронного документа, которое широко использовалось в научных исследованиях конца XX – начала XXI в.
В фондах отечественных архивов
На основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Государственного архива Тверской области, Российского государственного архива древних актов, из личного архива автора, из справок паспортных служб территориальных управлений внутренних дел, иллюстративных материалов рассматривается формирование родословой схемы фамилии Путин, являющейся родословной Президента РФ В.В. Путина.
Целью статьи являются информирование научной общественности об исследовании рода Путиных: – по личным записям автора – с 1969 г.; певому полученному документу от начальника отдела ономастики Интитута языкознания АН СССР, д.ф.н. А.В. Суперанской «Парадигма внутрисемейных отношений рода Путин» – с 1986 г.; подписанному договору с Ассоциацией генеалогов Уральского историко-родословного общества «на создание родословной росписи рода Путиных» – с 1992 г.; информированию общественности официальным изданием Ассоциации генеалогов «Документы и материалы», г. Пермь – с 1994 г. Сайт: www.putin-rod.ru – c 2013 г.
Научная новизна статьи заключается в том, что она основывается на малоизвестных документах государственного и частного хранения, позволивших составить максимально полную на современном этапе картину жизни людей фамилии Путин в разных поколениях и ветвях. Актуальность статьи особенно важна в текущее время перемен потому, что люди стремятся представить образ будущего в поколениях потомков.