ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
В статье, основанной на документах Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) и законодательных актах, исследуются создание, компетенция, состав, деятельность дипломатической части в Порт-Артуре. Она была учреждена в августе 1899 г. и функционировала первоначально при главном начальнике Квантунской области, а с 1903 г. – при наместнике на Дальнем Востоке. В центре внимания автора должность дипломатического чиновника в Порт-Артуре. Он состоял в ведомстве Министерства иностранных дел, но непосредственно подчинялся высшему должностному лицу Квантуна. Дипломатические канцелярии существовали во многих приграничных генерал-губернаторствах империи и занимались обеспечением реализации внешнеполитических полномочий генерал-губернаторов и наместников, а также решением пограничных вопросов с соседними государствами. На основе сравнительного анализа положения дипломатической части в Порт-Артуре с аналогичными структурами при генерал-губернаторах внутренних окраин России делается вывод, что, хотя они действовали в схожих организационных и правовых рамках, само учреждение должности дипломатического чиновника в эксклаве России являлось новацией в административной практике. Участие России в военных конфликтах на Дальнем Востоке, включение Маньчжурии в сферу ее влияния, образование наместничества в дальневосточном регионе – все это, вместе взятое, оказывало определяющее воздействие на круг предметов ведения, кадровый состав, характер деятельности, объем финансирования дипломатической части в Порт-Артуре. Потеря Ляодунского полуострова и последующее упразднение наместничества привели к расформированию дипломатической канцелярии в Порт-Артуре.
В статье на примере истории издания журнала «Карандаш» в Саратовской губернии (1906 г.) рассматриваются исторические обстоятельства функционирования сатирической прессы в административном и правовом пространстве российской провинции периода первой революции. Проанализированы структура и содержательные особенности сатирического журнала, издание которого было подчинено задачам радикальной политической агитации. На основании впервые выявленных, ранее не публиковавшихся архивных дел из трех фондов Государственного архива Саратовской области реконструированы перипетии «дела Гейнриха» (судебных процессов, проходивших в 1907–1909 гг. в отношении издателя журнала «Карандаш» К.Э. Гейнриха).
Текст статьи включает в себя комментированную публикацию фрагментов архивных документов (служебной переписки инспектора по делам печати, прокурора Саратовской судебной палаты, саратовского губернатора; судебно-процессуальных материалов Саратовской судебной палаты). На материалах «дела Гейнриха» показаны характерные явления и процессы в российском социуме и властных институтах начала XX в.: столкновение различных систем политико-правовых ценностей; несогласованность действий правительственных учреждений, цензуры и судебной системы; сочетание мягких и оправдательных судебных приговоров с жесткими административными мерами наказаний; общая неэффективность административно-правовых мер в отношении радикальной политической агитации в стране.
Внутренняя политика середины 1930-х гг. была связана с борьбой против «контрреволюционной троцкистской оппозиции». В это время в Казани работал профессор истории Н.Н. Эльвов, «сосланный» сюда в 1932 г. после обвинения в «контрабанде троцкизма». В этой связи выбор главной жертвы новой волны политических репрессий был очевиден. Не случайным оказалось и место «антисоветской вылазки»: несмотря на то, что Николай Наумович преподавал во многих вузах Казани, раскручивание его следственного дела началось в Казанском государственном педагогическом институте (КГПИ), который был единственным вузом Поволжья, где осуществлялась подготовка специалистов по истории и обществоведению и были собраны лучшие представители научной интеллигенции, в том числе и дореволюционной школы.
В статье на основании сравнительного анализа материалов областной и центральной периодической печати подробно рассмотрен процесс развертывания политико-идеологической кампании периода массовых репрессий в национальной республике. Автор показал прямую зависимость решений региональной власти от официальной позиции ЦК ВКП(б). В исследовании использованы принципы историзма, объективности и комплексности. Герменевтический метод анализа исторических источников позволил интерпретировать их содержание с учетом политико-идеологических условий действительности, социального положения и возраста участников событий. Представленные результаты могут быть интересны специалистам, занимающимся изучением вопроса развития советской исторической науки в условиях сталинизма.
Советская власть в системе физического воспитания главной целью видела воспитание всесторонне развитых строителей коммунизма, обладающих высокими моральными качествами и физическим совершенством. Физическое воспитание стало делом государственной важности и решало задачи политического воспитания, подготовки к эффективной трудовой деятельности, создавало условия для формирования чувства коллективизма, способствовало организованному отдыху трудящихся. Массовое распространение физкультуры, в первую очередь среди молодежи, влияло на здоровье населения и укоренение здоровых привычек и правил гигиены.
Активную роль в пропаганде здорового образа жизни и значения физкультуры и спорта сыграли комсомольские организации. Рассматривался этот вопрос и на теоретическом уровне: как в плане борьбы за здоровье молодых строителей коммунизма, так и за «автоматизацию» работы на промышленных предприятиях. Физические упражнения способствовали формированию навыков слаженной, четкой производственной работы. Много внимания вопросу научной организации труда и роли в ней физической культуры уделялось в Центральном институте труда и лично его основателем и директором А.К. Гастевым. Принципы ритмической деятельности были разработаны и применялись в театральной практике В.Э. Мейерхольдом.
Массовая «спортизация» страны была реализована в создании спортивных организаций, проведении физкультурных парадов и спартакиад. Немаловажное значение придавалось и созданию условий для занятий физической культурой и спортом: по всей стране строились спортивные площадки, дома физкультуры, стадионы. В настоящей статье предпринята попытка показать размах строительства спортивных сооружений в 1920– 1930-е гг. и рассмотреть наиболее интересные, с точки зрения автора, проекты стадионов, как реализованные, так и оставшиеся только на бумаге.
Исследование построено на архивных материалах и публикациях советских архитекторов – современников описываемых событий.
На основании впервые вводимых в научный оборот источников из архивных и музейных фондов Республики Крым рассматривается становление и деятельность подпольно-патриотических организаций города Симферополя, Симферопольского, Красно-Перекопского, Ак-Шеихского (Раздольненского) и Лариндорфского (Первомайского) районов Крыма. Целью статьи является вопрос о функционировании подпольных организаций и групп Крымского полуострова, практически неизвестных в отечественной историографии. Научная новизна исследования заключается в том, что оно в значительной степени опирается на неопубликованные материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Республики Крым, архива города Севастополя, муниципального архива Раздольненского района Республики Крым, Феодосийского музея древностей, Красноперекопского краеведческого музея. Тщательный анализ исторических документов позволил автору доказать, что подпольщики-антифашисты, возглавляемые М.А. Коробанем (Корабанем, Карабанем) и И.П. Кондратовым в 1942–1943 гг., осуществляли активную разведывательно-диверсионную деятельность на территории оккупированного Крыма, проводили агитационно-пропагандистскую работу, организовали сбор оружия, боеприпасов, освобождали советских граждан и военнопленных, смогли установить тесные контакты с партизанским движением Крыма, а также органами государственной безопасности. Все перечисленные выше факторы сыграли важную роль в освобождении Крыма от гитлеровских захватчиков весной 1944 г.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению актуальной темы современного архивоведения и источниковедения – определению электронных исторических источников (ЭИИ), их особенностям и хранилищам (архивам), которые осуществляют комплектование, описание, обеспечение хранения и возможность использования ЭИИ в долгосрочной перспективе. В преамбуле автор формулирует определение ЭИИ и перечисляет их ключевые характеристики, отличающие данный тип источников от аналоговых исторических источников. При этом автор подчеркивает, что само понятие ЭИИ значительно шире, чем понятия «электронный документ» и «электронный архивный документ», и может быть распространено на любые объекты, созданные в цифровой среде. В основной части статьи в исторической ретроспективе рассматривается возникновение и развитие специализированных хранилищ, отделов архивов, музеев и библиотек, сохраняющих электронное (цифровое и оцифрованное) наследие. Автор констатирует, что к настоящему времени сформировались три вида архивов ЭИИ: архивы машиночитаемых данных, архивы машиночитаемых (электронных) документов и веб-архивы. Каждому виду дается краткая характеристика, приводятся примеры функционирующих в настоящее время или уже реорганизованных зарубежных и отечественных хранилищ ЭИИ. В заключение делается вывод о том, что долгосрочное архивное хранение и использование электронных исторических источников в качестве источниковой базы исторических исследований потребует серьезной модификации методологии архивоведения и источниковедения и изменения профессиональных требований к архивистам и историкам-исследователям.
АРХИВОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
В статье автор продолжает анализ особенностей документальной исторической памяти как одного из типов исторической памяти. Рассматриваются три аспекта, связанные с ее формированием как произвольном и непроизвольном запоминании происходящего в процессе регулирования с помощью документа реальной действительности, забыванием и забвением документальной памяти.
Предпринимается попытка выявить факторы, воздействующие на полноту, точность и достоверность запоминания документом происходящего, связанные с психическими и социальными чертами его автора, а также иные мотивы, которыми он руководствуется при создании документа, независимо от принадлежности последнего к тому или иному классу документов. Тем самым объясняются вопросы, имеющие отношение к достоверности документальных свидетельств документальной исторической памяти.
Автор рассматривает трансформацию документа в документальный исторический источник и в этой связи пытается объяснить, как в процессе такой трансформации, с одной стороны, происходит окончательное забывание части документальной памяти вообще, а с другой – временное забывание документальной исторической памяти.
Особое внимание в статье занимает вопрос о забвении документальной исторической памяти как явлении, связанном с ее невосполнимой утратой под воздействием различных форс-мажорных обстоятельств и в случаях преднамеренной ликвидации. При этом автор впервые рассматривает трактовку забвения, сложившуюся в российской архивной практике, и решительный разрыв с этой практикой, осуществленный в законодательстве Екатерины II.
Развитие науки об архивах в Великобритании неразрывно связано с именем Хилари Дженкинсона и с его трудом «Руководство по управлению архивами» (A Manual of Archive Administration), который был опубликован в 1922 г. Многие принципы, излагаемые Дженкинсоном, считаются уникальным вкладом в архивную науку. Тем не менее некоторые исследователи отмечают, что «архивная жизнь» была и до него, что многие идеи не только существовали, развивались, но и были доступны для общественности, так как были уже опубликованы. Данная статья посвящена тем персоналиям, которые сформировали Британскую теорию архивоведения (British archival theory) в конце XIX – начале XX в. Одним из таких исследователей считается Хуберт Холл, являвшийся не просто современником Х. Дженкинсона, но и работавший с ним примерно в одно время в Государственном архиве Великобритании (Public Record Office) с 1906 по 1921 г. Х. Холл также преподавал в Лондонской школе экономики (ЛШЭ) (London School of Economics (LSE)), после лекций и семинаров которого многие слушатели, в основном женщины, были приняты на работу в качестве историков, исследователей и архивистов. Они внесли немалый вклад в развитие архивного дела в Великобритании.
В ФОНДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АРХИВОВ
Статья посвящена анализу документов, хранящихся в фондах Российского государственного военного архива и относящихся к управлению поездом Главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской восточной окраины атамана Г.М. Семенова и его личной охраны, несшей службу при поезде, с апреля по октябрь 1920 г. Основным аспектом данной работы является документоведческий. На примере небольшого по размеру подразделения показан весь комплекс служебных документов, регламентировавших и использовавшихся в процессе управления. В статье отмечается соответствие видового состава выявленных документов системе военной документации дореволюционного периода, характерной для «белых» армий. Также обращается внимание на использование при составлении и оформлении документов, а также при работе с ними нормативных актов, изданных до Великой российской революции 1917 г., и следование традициям русской императорской армии в области письмоводства и делопроизводства. Положения, инструкции, приказы, приказания, рапорты, докладные записки и др. позволяют изучить деятельность и быт такого воинского подразделения, как личная охрана, и поезда, на котором Главнокомандующий всеми вооруженными силами Российской восточной окраины совершал поездки на фронт.