ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
В статье анализируется история использования изображений регалий в титульной геральдике Московского царства XVI–XVII вв. Титульная геральдика представляет собой комплекс гербов тех территорий, чьи наименования входили в состав объектного титула русских государей. Общее число титульных гербов Московского царства составляет три с лишним десятка. Впервые они зафиксированы на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х гг. На этой печати из 24 титульных гербов (эмблем, «печатей») четыре имели изображения тех или иных регальных предметов. В двух случаях это были условные короны, увенчивающие гербовые фигуры и свидетельствующие о царском статусе обозначаемых административных территорий (Казанское и Астраханское царства). В двух случаях использовались изображения «места», под которым подразумевалось сидение для правителя (или должностного лица). На новгородской печати это место имело ступени, что представляло собой, по-видимому, более архаичный вариант такого сидения, на тверской печати «место» выглядело в качестве престола-трона. Посох на новгородском «месте» и княжеская шапка на тверском свидетельствовали о местной специфике управления этих важнейших титульных объектов в общем контексте системы власти Московской Руси. Впоследствии астраханский герб претерпел кардинальное изменение, а внешний вид короны стал напоминать королевскую корону западноевропейского типа. Такая же корона вместо княжеской шапки к концу XVII в. появилась и на тверской эмблеме. В «Титулярнике» 1672 г. появились еще два герба с изображениями регалий. В сибирском гербе корона вновь символизировала царский статус титульного объекта. Во владимирском гербе корона, увенчивающая льва, по-видимому, означала особый стольный статус великого княжества Владимирского среди земель северной и северо-восточной Руси. В целом изображения регальных предметов в титульных гербах подчинялось четким закономерностям, соответствовало статусу соответствующих объектов, а также их исторической значимости.
Статья посвящена вопросам реконструкции географии распространения четырех изданий печатного московского Евангелия в 1630 х гг. Основным источником исследования выступил корпус продажных записей Приходных книг Приказа книгопечатного дела, который ныне хранится в составе Российского государственного архива древних актов (РГАДА. Ф. 1182). В течение десяти лет представителями всех сословий было совершено больше тысячи покупок Евангелий, большая часть из которых осела в столице. Однако значительное число Евангелий разошлось по стране. Источниковедческий анализ с применением количественного метода позволил раскрыть широкий информационный потенциал продажных записей и сформировать целостную картину распространения печатной книги по восьми историко-географическим регионам. Больше всего покупателей было зарегистрировано из Замосковного и Заоцкого краев, которые сильнее других пострадали во время Смуты и потом наиболее активно развивались. Проведенный анализ позволил подтвердить лидирующую роль древних культурно-экономических центров в распространении печатного Священного писания, покупателями которых в основном были городские представители. Оказалось, что часто существенные покупки делали те города, которые во время Смуты подверглись наиболее сильным разорениям и в последующие годы активнее всего развивались.
В статье рассматривается механизм открытия православных храмов в Московской области во время Великой Отечественной войны. Основным источником исследования являются ежеквартальные отчеты уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по г. Москве и Московской области А.А. Трушина председателю Совета Г.Г. Карпову о состоянии и деятельности Церкви в Московском регионе. Эти отчеты содержат статистические сведения о числе действующих и закрытых храмов, а также о ходатайствах, направляемых в Совет верующими, с просьбами о возобновлении приходской жизни. Анализируются документы, свидетельствующие о том, что процесс возвращения храмов верующим начался еще до образования Совета по делам Русской Православной Церкви, и в период с 1941 по 1943 г. в Подмосковье было открыто 44 храма. В дальнейшем этот процесс продолжился, и к концу 1945 г. богослужения возобновились еще в 45 церквях. Таким образом, из 169 храмов, действовавших в Московской области в 1946 г., более половины были открыты во время войны. Материал основан на архивных документах Центрального государственного архива Московской области, в значительной части вводимых в научный оборот впервые.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
В данной статье рассматриваются особенности хроники Джан Джакомо Карольдо и ее место в историописании Венеции. Карольдо был венецианским политиком, дипломатом и историком, жившим в XVI в. Его труд охватывает исторический период с 421 по 1382 г. В своей хронике Карольдо отражает многообразие и сложность политической жизни Венеции.
В Венеции, по мнению Ж.К. Оке, существовало два направления исторической мысли с XIV в. Представители первой группы поддерживали военную и завоевательную активность Республики. Вторые предлагали развитие торговых отношений вместо военно-политической экспансии.
Вопрос о влиянии указанных направлений на творчество Карольдо еще не поднимался в историографии. В связи с этим возникает исследовательская задача (цель), связанная с определением места хроники Карольдо в историописании Венеции. Для ее достижения был решен ряд промежуточных задач.
Было продемонстрировано, как социальные, политические и культурные особенности истории Венеции конца XV и начала XVI в. повлияли на воззрения автора. Также была исследована рукописная традиция хроники Карольдо и ее широкое распространение в области Венето. Рассмотрены особенности взглядов Карольдо на образовательную и воспитательную роль истории в формировании компетенций государственных деятелей. Проведен анализ предшествующих традиций исторической мысли (хроник Андреа Дандоло, Карезини, Энрико Дандоло, Морозини, Де’ Моначи и Сабеллико), на которые хронист мог опираться в своем труде.
Автор приходит к выводу, что Карольдо, как и его знаменитые современники, Макиавелли и Гвиччардини, сделали значительный шаг в формировании научных принципов исторического знания. Рационализм Карольдо, последовательность и строгость в отборе сведений способствовали созданию многих списков его хроники.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Представленная статья является первой исследовательской работой, посвященной биографии Хайри Гимади, одного из ярких представителей советской школы историков, деятельность которого проходила в период ужесточения идеологического прессинга на интеллигенцию. Труды Х. Гимади по истории Татарской АССР создавались в условиях развернувшихся кампаний по борьбе с «буржуазным объективизмом» и «космополитизмом», языковедческой и политэкономической дискуссий. Будучи верным коммунистом, зачастую ему приходилось жертвовать научной принципиальностью, что в конечном счете привело к разочарованию в сложившейся системе и кончине историка.
В статье используется метод устной истории (глубинное интервью), сыгравший важную роль в выстраивании целостной картины о жизни Х. Гимади. Впервые в научный оборот вводится личное дело историка, документы из которого позволяют проследить педагогическую, научную, общественно-политическую деятельность ученого. Наибольшую ценность представляют воспоминания и письма Х. Гимади. Эти записи хранятся в личном архиве его детей и отражают детство и юность будущего историка: подробно описывают годы массового голода в Поволжье, беспризорность, работу Деткомиссий и детских домов. Материалы статьи могут быть полезными для исследователей, изучающих развитие гуманитарной науки в период позднего сталинизма, повседневной жизни советских детей 1920‑х гг. и интеллигенции 1940–1950-х гг.
АРХИВОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
В статье рассматривается развитие научной дисциплины «документоведение». Автор обращает внимание на значительное влияние междисциплинарного подхода на формирование объекта и предмета документоведения. Данная тенденция развития документоведения была заложена еще его основателем К.Г. Митяевым и получила поддержку в работах отечественных ученых. Документоведение развивается в особенно тесной связи с архивоведением, источниковедением и другими дисциплинами исторического цикла, объектом изучения которых является документ. Наиболее существенным вопросом в междисциплинарных исследованиях в кругу данных дисциплин являются вопросы классификации документов. Широкий подход к документу как объекту исследования в условиях междисциплинарности приводил к попыткам расширить область исследования документоведения за счет включения в нее книги и создания «общей теории документа». Эти попытки, предпринятые в 1960-е гг. и в начале XXI в., не увенчались успехом, однако дальнейшее развитие документоведения в условиях междисциплинарности может создать угрозу размывания предметного поля данной научной дисциплины. Поэтому на современном этапе документоведение нуждается в углублении собственной специализации.
В статье рассмотрены основные проблемы архивоведения и архивного дела, которые стали наиболее актуальными в конце XX – начале XXI в. В конце 1980-х гг. начался новый этап в развитии архивоведения, которому свойственны не только развитие и укрепление его теоретической связи с источниковедением и историей государственных учреждений, освоение междисциплинарных научных подходов. Этот период связан с именем В.Н. Автократова, применением им впервые антропологического подхода в изучении истории архивного дела, обращением к истокам разработки теории архивоведения через раскрытие жизни и деятельности конкретных людей и специалистов конца XIX – начала XX в. с переосмыслением прежних достигнутых научных результатов. В связи с новыми веяниями в жизни государства, формированием нового исторического сознания общества перед отечественным архивоведением встали новые задачи, требующие научного и методического решения. Архивисты смогли методически обеспечить вхождение отечественного архивного дела в новые условия, было принято законодательство Российской Федерации в области архивного дела, обеспечена сохранность Архивного фонда страны, его обогащение за счет документов КПСС и части документов бывшего КГБ и их органическое включение в систему государственных архивов России. В начале XXI в., после принятия ФЗ № 125 от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации», была научно обоснована необходимость разработки новой научно-методической базы отечественного архивного дела и проделана огромная работа по созданию новых правил работы государственных и муниципальных архивов, сохранивших оправданные жизнью традиционные принципы работы архивов. Были подготовлены методические пособия и рекомендации по основным направлениям деятельности архивных учреждений. Этот период характерен активно развивающимися новыми технологиями и интенсивной работой с электронными документами на всех стадиях их бытования.
В работе рассматривается история и нынешнее состояние процесса оцифровки аналоговых документов в Российской Федерации. Проводится сопоставительный анализ актуальных проблем оцифровки аналоговых документов в зарубежных странах и в России. Основой для анализа служат статьи отечественных и зарубежных специалистов, в которых освещается опыт архивов по оцифровке аналоговых документов.
Автор приходит к выводу о необходимости проведения широкомасштабного обсуждения архивистами федеральных государственных архивов и архивов субъектов Российской Федерации современных проблем процесса оцифровки аналоговых документов. Накопленный опыт оцифровки аналоговых документов в России показывает, что наиболее важными для активизации процесса качественной оцифровки аналоговых документов, напрямую связанного с возможностью их последующего использования, являются вопросы, касающиеся создания единой государственной программы оцифровки, среди задач которой можно назвать необходимость подведения итогов проделанной в этом направлении в регионах работы, определения «болевых точек» (в частности, необходимости создания единой нормативно-методической базы), рассмотрения вопросов финансирования, позволяющего обеспечить архивы квалифицированными IT-специалистами, соответствующей задачам техникой, возможностью заключения договоров со сторонними организациями, которые бы несли ответственность за порученную им оцифровку и т. д.
Архивы в массе своей еще не столкнулись с проблемами принятия на государственное хранение изначально цифровых документов. Необходимо использовать существующую ситуацию для решения на общероссийском уровне уже накопленных проблем оцифровки, требующих обсуждения. Ведь до настоящего времени в архивах оцифровано в среднем около 5% нуждающихся в оцифровке документов.
Таким образом, если исходить из указанного региональными архивами количества оцифрованных аналоговых документов, проблемы оцифровки не потеряли своей актуальности.
Образовательная деятельность по направлению «Документоведение и архивоведение»
Несмотря на то что профессиональные стандарты все активнее внедряются в практику работы организаций, смысл их существования не всем до конца ясен. Во многом это связано с недопониманием цели их создания и взаимосвязи с образовательными стандартами. В этой связи важно подчеркнуть суть разграничения функций университетов, осуществляющих подготовку по образовательным стандартам, и советов по профессиональным квалификациям, разрабатывающим профессиональные стандарты, на основе которых осуществляется оценка квалификации персонала. На современном этапе это взаимосвязанные процессы, направленные на оценку квалификации сотрудников организаций (их знаний, умений и навыков), которыми являются в том числе и выпускники университетов. Профессиональные стандарты, не являясь ни альтернативой, ни конкурентом образовательных стандартов, играют важнейшую роль на рынке труда и в образовательном процессе. Ввиду того, что практика внедрения профессиональных стандартов основана на государственном регулировании и приобретает черты обязательного применения, университеты не смогут их игнорировать в своем образовательном процессе. История создания профессиональных стандартов, нормативное обеспечение, специфика их использования и другие вопросы представлены в данном исследовании с акцентом на взаимосвязь с образовательными стандарта РФ. В статье представлена вариативность совместного использования вышеназванных стандартов и роль образовательного сообщества в этом процессе.