Preview

История и архивы

Расширенный поиск

Сельские школы и индейское образование в штате Юкатан (Мексика) в 1930-е гг.

https://doi.org/10.28995/2658-6541-2024-6-1-45-57

Аннотация

В начале 1930-х гг. окончательно утверждается культурная политика мексиканского государства по отношению к сельскому населению и определяются главные инструменты консолидации постреволюционного государства. Первоочередной задачей в постреволюционной Мексике было проведение широкомасштабной образовательной реформы среди сельского индейского населения. В статье рассмотрены ключевые пункты проекта сельских школ в Мексике в 1930-е гг. и особенности его практической реализации в штате Юкатан. Исследование этого вопроса оказалось возможным благодаря широкому привлечению архивных материалов, составляющих фонд Департамента сельских школ Исторического архива Министерства народного образования Мексики, в частности методических работ, написанных для помощи учителям-миссионерам, отчетов школьных инспекторов и директоров сельских школ. Анализ делопроизводственных документов Министерства народного образования показал несоответствие между ожиданием от образовательной реформы как части стратегии по интеграции индейского населения и ее практическими результатами. Исследование образовательной политики постреволюционного мексиканского правительства в штате Юкатан позволило сделать вывод о пассивном сопротивлении сельского населения новым социокультурным элементам в деревне, а также понять особенности взаимодействия различных уровней власти в регионе в области образовательной политики.

Об авторе

Т. С. Молодчикова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Татьяна С. Молодчикова, кандидат исторических наук

124047, Москва, Миусская пл., д. 6 



Список литературы

1. Ершова 2017 – Ершова Г.Г. Поиск идентичности современными общинами майя: возвращение к истокам? // Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения”. 2017. № 4-2. С. 255–265.

2. Ершова 2019 – Ершова Г.Г. Феномен культурной революции: к постановке проблемы // Стены и мосты VII: Междисциплинарность: что от историка требует, что дает и чего лишает? Сб. трудов Международной научной конференции, Москва, 24–25 мая 2018 года. М.: РГГУ, 2019. С. 56–73.

3. Молодчикова 2021 – Молодчикова Т.С. Индейское образование как национальный проект в Мексике в 1910–1920-е гг. // История и архивы. 2021. № 3. С. 87–96.

4. Шахнович 2015 – Шахнович М.М. Культурная революция в СССР и наука о религии // Религиоведение. 2015. № 3. С. 127–135.

5. Castillo Cocom 2004 – Castillo Cocom J., Castañeda Quetzil E. Estrategias Identitarias: Educación y la antropología histórica en Yucatán. Mérida, México: Universidad Pedagógica Nacional, 2004. 293 p.

6. Guevara Niebla 1985 – Guevara Niebla G. La educación socialista en México (1934–1945). México: El Caballito, 1985. 159 p.

7. Loyo Bravo 1999 – Loyo Bravo E. Los centros de educación indígena y su papelen el medio rural (1930–1940) // Educación rural e indígena en Iberoamérica. México: El Colegio de México, 1999. 316 p.

8. Mendoza Ramírez 2008 – Mendoza Ramírez M. Historia de la educación rural en Yucatán (1915–1940) // Escuela y proceso cultural: Ensayos sobre el Sistema de educación formal dirigido a los mayas. México: CIESAS, 2008. P. 21–55.

9. Mendoza Ramírez 2014 – Mendoza Ramírez M. Las misiones culturales y la escuela rural en Quintana Roo, 1927–1934. México: CIESAS, 2014. 160 p.

10. Saénz 1981 – Sáenz M. México íntegro. México: SEP, 1981. 125 p.

11. Raby 1968 – Raby L.D. Los maestros rurales y los conflictos sociales en México (1931–1940) // Historia Mexicana. 1968. No. 70. P. 190–226.

12. Rockwell 2007 – Rockwell E. Hacer Escuela, hacer Estado. La educación posrevolucionaria vista desde Tlaxcala. Zamora. Michoacán: CIESAS, 2007. 406 p.

13. Quintanilla, Vaughan 1997 – Quintanilla S., Vaughan M.K. Escuela y sociedad en el período cardenista. México: FCE, 1997. 281 p.

14. Vaughan 2000 – Vaughan M.K. La política cultural en la revolución. Maestros, campesinos y escuelas en México, 1930–1940. México: Fondo de Cultura Económica, 2000. 405 p.

15. Redfield 1968 – Redfield R. Yucatán. Una cultura y transición. México: Fondo de Cultura Económica, 1968. 485 p.


Рецензия

Для цитирования:


Молодчикова Т.С. Сельские школы и индейское образование в штате Юкатан (Мексика) в 1930-е гг. История и архивы. 2024;6(1):45-57. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2024-6-1-45-57

For citation:


Molodchikova T.S. Rural schools and Indigenous education in Yucatan (Mexico) in the 1930s. History and Archives. 2024;6(1):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2024-6-1-45-57

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6541 (Print)