Выставка cовременного французского искусства в Москве (1928) по документам РГАЛИ и ОР ГМИИ им. А.С. Пушкина
https://doi.org/10.28995/2658-6541-2022-3-52-62
Аннотация
Взаимодействие нового советского искусства и художественных сил российской эмиграции – сюжет, представляющий особый интерес. Период 1920-х гг. стал уникальным и мимолетным явлением в истории искусства и культуры, когда в рамках русского отдела на международных выставках «уживались» представители советского авангарда: художники, оставшиеся на родине, и те, кто решил уехать и не возвращаться. Русское искусство еще воспринималось единым целым, географические границы не играли роли, а между эмиграцией и родиной еще не разверзлась проасть «невозвращенства». Последними аккордами в этой пока еще общей композиции прозвучали некоторые художественные выставки, ставшие знаковыми. Одна из них – выставка «Современного французского искусства» в Москве (сентябрь – ноябрь 1928 г.), которая находится в центре внимания данной статьи. Устройство выставки объединило усилия высокопоставленных чиновников СССР и Франции (А.В. Луначарский, Э. Эррио), крупных учреждений культуры (Государственный музей нового западного искусства, Третьяковская галерея, Государственная академия художественных наук), частных французских галерей и торговцев картинами, а также отдельных художников. На основе архивных документов из фондов РГАЛИ и отдела рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина автор восстанавливает перипетии, связанные с подготовкой, организацией, переговорами и участием в выставке художников-эмигрантов.
Об авторе
К. В. КраснослободцевРоссия
Константин В. Краснослободцев
125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Koshman, V.A. (2018), Organy gosudarstvennoi vlasti v Tavricheskoi oblasti: 1784–1796 [State authorities in Taurian region. 1784–1796], Arial, Simferopol’.
2. Nepomnyashchii, A.A. and Kravchuk, A.S. (2018), “Higher state authorities of Taurian province in the perception of foreign travelers of the first half of the 19th century”, Novyi istoricheskii vestnik, vol. 57, no. 3, pp. 18–41.
3. Prokhorov, D.A. (1996). “State authorities of Taurian region after the accession of Crimea by Russia”, Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria, no. 5, pp. 213–225.
4. Prokhorov, D.A. (2017), “Crimean tatars participation in the work of the Taurian region state institutions and their role in the strengthening of the Russian influence in the region”, Problemy integratsii Kryma v sostav Rossii, 1783–1825: sbornik statei, Al’batros, Sevastopol’, Russia, pp. 95–108.
Рецензия
Для цитирования:
Краснослободцев К.В. Выставка cовременного французского искусства в Москве (1928) по документам РГАЛИ и ОР ГМИИ им. А.С. Пушкина. История и архивы. 2022;(3):52-62. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2022-3-52-62
For citation:
Krasnoslobodtsev C.V. Exhibition of modern French art in Moscow (1928) on the materials of RGALI and the archive of the Pushkin State Museum of Fine Arts. History and Archives. 2022;(3):52-62. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2022-3-52-62