О кино, советской деревне и не только…: к вопросу о возможности использования игрового кинематографа в качестве исторического источника (о книге: Мазур Л.Н., Горбачев О.В. Советские фильмы о деревне: опыт исторической интерпретации художественного образа. М.: РОССПЭН, 2022. 350 с.)
https://doi.org/10.28995/2658-6541-2024-6-2-153-164
Аннотация
В монографии Л.Н. Мазур и О.В. Горбачева раскрывается вопрос о возможности введения в научный оборот такого нетрадиционного источника, как игровой кинематограф. Рецензент же исходил из тезиса, что кинематограф относится к «параллельной реальности» и реальную жизнь кинематограф никак не отражает. По мере прочтения книги у рецензента создалось впечатление, что авторам удалось достаточно убедительно провести свой тезис в жизнь и доказать его. Автор подробно анализирует содержание монографии, ее удачные сюжеты и темы. Большое внимание уделяется выявлению теоретических аспектов рассмотрения проблемы, которые являются важными не только для узких специалистов, но и для всех историков. В некоторых случаях прослеживается путь от появления предмета в жизни до появления его в кино буквально по годам. Основным достоинством монографии является демонстрация возможностей кино как исторического источника. Рецензент согласен с мнением авторов рецензируемой работы, что кино о деревне показывает нам гораздо больше, чем хотели бы показать авторы и заказчики этих произведений. Особенно хорошо это видно в исторической динамике, когда историк рассматривает все фильмы на деревенскую тему «одним взглядом». Сделан вывод о теоретическом, методическом и источниковедческом вкладе авторов в изучение аудиовизуальных источников.
Об авторе
И. Р. СоколовскийРоссия
Иван Р. Соколовский, кандидат исторических наук
630090, Новосибирск, ул. Николаева, д. 8
Список литературы
1. Lewis 1974 – Lewis B. Jean Mitry on film language // SubStance. 1974. Vol. 3. No. 9. P. 5–14.
2. Lewis 1982 – Lewis B. Jean Mitry et Christian Metz: esthétique et langage du cinema / trad. par de M. Repentigny // Communication. Information. Médias. Théories. 1982. Vol. 4. No. 2. P. 34–44. DOI: https://doi.org/10.3406/comin.1982.1172 (дата обращения 20.11.2023).
3. Metz 1965 – Metz Ch., Mitry J. Esthétique et psychologie du cinema. Paris, 1963 // Communications. 1965. No. 5. P. 142–145.
4. Thomas 2017 – Thomas B. De la présence des choses au cinéma // Revue Corps- Objet-Image: Réanimation, vol. 3, Éd. TJP Éditions, mars 2017, URL: http://www.corps-objetimage.com/s/RevueCOI-03-benjamin_thomas-brlg.pdf (дата обращения 20.11.2023).
5. Мазур 2018 – Мазур Л.Н. Конструирование революционного мифа в советском художественном кинематографе: 1917–1953 // Вестник архивиста. 2017. № 3. С. 168–182.
Рецензия
Для цитирования:
Соколовский И.Р. О кино, советской деревне и не только…: к вопросу о возможности использования игрового кинематографа в качестве исторического источника (о книге: Мазур Л.Н., Горбачев О.В. Советские фильмы о деревне: опыт исторической интерпретации художественного образа. М.: РОССПЭН, 2022. 350 с.). История и архивы. 2024;6(2):153-164. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2024-6-2-153-164
For citation:
Sokolovsky I.R. About the cinema, the Soviet village and not only that..: on the issue of the possibility of using feature cinema as a historical source (book review: Mazur L.N., Gorbachev O.V. Soviet films about the village: the experience of historical interpretation of an artistic image. Moscow, ROSSPEN, 2022, 350 p.). History and Archives. 2024;6(2):153-164. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2024-6-2-153-164