Preview

История и архивы

Расширенный поиск

Учебные научно-исследовательские работы современных школьников как источник изучения исторической памяти народа о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-2-72-83

Полный текст:

Аннотация

В  статье  на  основе  анализа  исследовательских  работ школьников, участвовавших в конкурсе Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского в период 2005–2020 гг., рассматриваются представления о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. вступающего в жизнь поколения  XXI  в.  Специфика  содержания  учебно-исследовательских работ школьников, посвященных истории Великой Отечественной войны, определяется тем, что юные авторы в поисках правды стремятся объективно  осмыслить  реалии  прошлого,  установить  достоверность  факта.  Отметим, что герои в школьных работах – рядовые люди, зачастую не имеющие официально признанных заслуг, а потому их документы в государственные архивы все еще не принимаются. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин на открытии выставки «Человек и война. Нерассказанная  история»  подчеркнул,  что  история  подвига  советского народа  передается  через  письма  с  фронта,  фотографии,  семейные  воспоминания, личные вещи. Именно на этих источниках юные исследователи постигают историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Автор статьи приходит к выводу о сохранении в народном самосознании исторической памяти о Великой Отечественной войне, о возможности использовать  юношеские  исследовательские  работы  в  качестве  источников личного происхождения для изучения проблемы исторической памяти народа.

Об авторе

З. П. Иноземцева
Центральный совет Российского общества историков и архивистов
Россия

Зинаида  П.  Иноземцева

 117393,  Москва, ул. Проф союзная, д. 82



Список литературы

1. Афанасьева, Меркушин 2005 – Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11–22.

2. Дамаскин 2018 – Дамаскин (Орловский).Слава и трагедия русской агиографии. М.: Рег. общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. 526 с.

3. Иноземцева 2007 – Иноземцева З.П. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. глазами детей (по материалам исследовательских работ школьников) // Единство фронта и тыла в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. М.: Архив РАН, 2007. С. 157–163.

4. Комаров 2007 – Комаров Д.Е. Великая Отечественная война: боевые действия, власть, народные массы: Региональный аспект: 1941–1945 гг. (на материалах Смоленской области): Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2007. 32 с.

5. Репина 2003 – Репина Л.П.Культурная память и проблемы историоописания: Историографические заметки. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 43 с.

6. Репина 2013 – Репина Л.П. Память о прошлом как яблоко раздора, или Еще раз о (меж)дисциплинарности) // Исторический журнал. 2013. № 1. С. 24–32.


Для цитирования:


Иноземцева З.П. Учебные научно-исследовательские работы современных школьников как источник изучения исторической памяти народа о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. История и архивы. 2021;(2):74-85. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-2-72-83

For citation:


Inozemtseva Z.P. Educational research works of contemporary schoolchildren as a source of study of the historical memory of the people about the Great Patriotic War of 1941–1945. History and Archives. 2021;(2):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-2-72-83

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6541 (Print)