Учебные научно-исследовательские работы современных школьников как источник изучения исторической памяти народа о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-2-72-83
Аннотация
В статье на основе анализа исследовательских работ школьников, участвовавших в конкурсе Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского в период 2005–2020 гг., рассматриваются представления о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. вступающего в жизнь поколения XXI в. Специфика содержания учебно-исследовательских работ школьников, посвященных истории Великой Отечественной войны, определяется тем, что юные авторы в поисках правды стремятся объективно осмыслить реалии прошлого, установить достоверность факта. Отметим, что герои в школьных работах – рядовые люди, зачастую не имеющие официально признанных заслуг, а потому их документы в государственные архивы все еще не принимаются. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин на открытии выставки «Человек и война. Нерассказанная история» подчеркнул, что история подвига советского народа передается через письма с фронта, фотографии, семейные воспоминания, личные вещи. Именно на этих источниках юные исследователи постигают историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Автор статьи приходит к выводу о сохранении в народном самосознании исторической памяти о Великой Отечественной войне, о возможности использовать юношеские исследовательские работы в качестве источников личного происхождения для изучения проблемы исторической памяти народа.
Об авторе
З. П. ИноземцеваРоссия
Зинаида П. Иноземцева
117393, Москва, ул. Проф союзная, д. 82
Список литературы
1. Афанасьева, Меркушин 2005 – Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11–22.
2. Дамаскин 2018 – Дамаскин (Орловский).Слава и трагедия русской агиографии. М.: Рег. общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. 526 с.
3. Иноземцева 2007 – Иноземцева З.П. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. глазами детей (по материалам исследовательских работ школьников) // Единство фронта и тыла в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. М.: Архив РАН, 2007. С. 157–163.
4. Комаров 2007 – Комаров Д.Е. Великая Отечественная война: боевые действия, власть, народные массы: Региональный аспект: 1941–1945 гг. (на материалах Смоленской области): Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2007. 32 с.
5. Репина 2003 – Репина Л.П.Культурная память и проблемы историоописания: Историографические заметки. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 43 с.
6. Репина 2013 – Репина Л.П. Память о прошлом как яблоко раздора, или Еще раз о (меж)дисциплинарности) // Исторический журнал. 2013. № 1. С. 24–32.
Рецензия
Для цитирования:
Иноземцева З.П. Учебные научно-исследовательские работы современных школьников как источник изучения исторической памяти народа о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. История и архивы. 2021;(2):74-85. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-2-72-83
For citation:
Inozemtseva Z.P. Educational research works of contemporary schoolchildren as a source of study of the historical memory of the people about the Great Patriotic War of 1941–1945. History and Archives. 2021;(2):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-6541-2021-2-72-83